Назад

Интервью Посла России И.К.Азизова монгольской газете «Өглөөний сонин»

Скоро исполнится 8 лет с тех пор, как Вы были назначены Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Монголии. Вы, наверное, один из наиболее долго проработавших в Монголии послов. Какие Вы можете отметить положительные стороны жизни в нашей стране, а какие трудности?

После 14 лет работы по развитию связей с Монголией в МИД России, в составе Советов бывших СП «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», а последние почти 8 лет – в качестве посла могу сказать, что ваша страна никого не может оставить равнодушным. Признаюсь, поначалу было непросто привыкать к резко континентальному климату. Но длительные холода с лихвой компенсируются теплым отношением монголов – как представителей политической элиты, так и рядовых граждан – к россиянам и России в целом. Это очень помогает в работе.

Мне импонирует доброжелательность монголов, открытость, простота в общении. Россияне и монголы, хотя и не тождественны, но весьма близки друг к другу по менталитету. А это – самый прочный фундамент дружественных отношений.

По Вашему мнению, какие у нашей страны были успехи и достижения, а какие она допустила ошибки за эти 8 лет? Решились ли сейчас те проблемы и трудности, с которыми Вы столкнулись, впервые приехав в Улан-Батор?

Говорить о каких-либо ошибках – прерогатива самих монголов. Есть хорошее выражение – «на своих ошибках учатся», которое лишь подтверждает мысль о том, что только вы сами определяете свой путь. Хотел бы пожелать вам на нем успехов.

Расскажите, пожалуйста, вкратце, какие крупные для истории отношений двух стран события произошли в период Вашей работы Послом?

При поддержке и непосредственном участии высших руководителей России и Монголии в целом удалось вывести наши связи по всему спектру направлений на подобающий историческим соседям и друзьям уровень. Восстановлен регулярный политический диалог, идет работа по поиску новых проектов экономического сотрудничества, серьезно упрочились гуманитарные связи. К большим делам можно смело отнести подписание
3 сентября 2019 г. в ходе визита в Монголию Президента Российской Федерации В.В.Путина нового бессрочного межгосударственного Договора о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Этот документ олицетворяет собой не только особый характер российско-монгольских связей, но и взгляд в будущее, на перспективу взаимодействия. Договор вступил в силу 21 сентября 2020 г., и за минувший период мы уже почувствовали его позитивное воздействие на двусторонний диалог.

14 ноября 2014 г., во исполнение соглашения, подписанного в ходе состоявшейся также в сентябре того года поездки Президента В.В.Путина в Улан-Батор, между Россией и Монголией был отменен визовый режим. С тех пор граждане наших стран имеют возможность совершать взаимные поездки на безвизовой основе с пребыванием на территории другого государства до 30 дней. В результате значительно увеличилось количество деловых и туристических туров, жители приграничных регионов стали теснее общаться друг с другом.

В двусторонней торговле до пандемии практически подошли к отметке в 2 млрд долл., а в пандемийном 2020 г. спад был небольшим. Если мы в прошлом году оказались на третьем, а не на привычном 2-ом месте в списке ваших торговых партнеров, то это было связано с поставкой Монголией Швейцарии крупной партии золота.

Активно идет сотрудничество не только в сфере ТЭК в целом, но и в электроэнергетике, в частности. Реконструкция ТЭЦ-4 г.Улан-Батора – только один из примеров.

Серьезный прогресс достигнут в деле развития региональных интеграционных инициатив. В 2014 г. по монгольской инициативе Россия, Монголия и Китай начали регулярные встречи лидеров трех государств. Подписана Программа создания трехстороннего экономического коридора, в ее рамках утвержден список из 32 приоритетных проектов, определены первоочередные из них. Наиболее серьезные начинания – модернизация «УБЖД» как основы центрального транспортного коридора и работа над проектом трансмонгольского газопровода.

С 2020 г. функционирует Рабочая группа по вопросам заключения соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Монголией. Задача – определить целесообразность либерализации торговли и создать условия для свободного доступа качественных монгольских товаров на рынок пяти стран объединения.

Про интенсификацию гуманитарных обменов можно вообще поговорить отдельно.

Все это является нашим совместным с монгольскими друзьями достижением.

В этом году исполняется 100 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и Монголией. Отношения, которые наша страна развивает с Российской Федерацией, имеют самую долгую историю по сравнению с отношениями Монголии с другими государствами. Какие мероприятия Посольство планирует провести в рамках празднования этого юбилея?

В этом году в рамках согласованной сторонами программы празднования 100-летия дипломатических связей состоится более 90 совместных мероприятий. Это взаимные визиты, в том числе на высоком уровне, кстати, мининдел Б.Батцэцэг уже побывала в России, а также выставки, форумы, конференции, конкурсы. Формат их проведения во многом будет зависеть от дальнейшего развития эпидемической обстановки, но надеемся, что все они состоятся.

Ведется работа по заключению ряда новых двусторонних документов политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного характера. Запланировано подписание нескольких соглашений о сотрудничестве между регионами наших стран.

Посольство совместно с Российским центром науки и культуры в Улан-Баторе, Торгпредством, Генеральным консульством Российской Федерации в г.Дархане и другими российскими загранучреждениями будет принимать участие во всех мероприятиях, проводимых на территории Монголии.

За прошедшие 100 лет в какой период между нашими странами были наиболее прохладные отношения, а в какой они достигали наивысшего пика активности?

         Прохладными они никогда не были. Был интервал, когда и постсоветская Россия и постсоциалистическая Монголия были заняты трудными внутренними преобразованиями. Историческая Россия сыграла ключевую роль в становлении независимой Монголии. Два наших государства неразрывно связаны. Это всем известно. В последние 10-15 лет нам удалось преодолеть сложные 1990-е годы и сообща продолжить путь уже на основе новых реалий и перспектив. Закономерным итогом стал выход российско-монгольских отношений на новый уровень всеобъемлющего стратегического партнерства.

Компания «Газпром» согласовала с монгольской стороной маршрут прокладки монгольской части газопровода «Сила Сибири – 2», по которому газ будет поставляться из России в Китай по территории Монголии, утверждены итоги технико-экономического анализа данного проекта. А какую роль сыграла КНР в его утверждении?

Конечно, роль Китая очень важна, тем более что он является конечным потребителем российского газа, который будет поставляться по этой магистрали. Китайские партнеры, и мы это ощущаем, оказывают политическое содействие проекту.

Главную же роль в его практической реализации, поскольку это прежде всего коммерческое начинание, играют ПАО «Газпром», «Китайская национальная нефтегазовая корпорация» и госкомпания «Эрдэнэс Монгол». Сейчас «Газпром» в сотрудничестве с монгольскими партнерами готовит развернутое ТЭО проекта по территории Монголии.

На каком этапе находится сейчас проведение
технико-экономического анализа?

Он завершен. Во время рабочей поездки в марте 2021 г. делегации ПАО «Газпром» во главе с заместителем Председателя Правления В.А.Маркеловым совершен облет будущей трассы. Подписан план деятельности Совместной рабочей группы Правительства Монголии и ПАО «Газпром» на 2021-2022 гг. В апреле 2021 г. утвержден технико-экономический анализ строительства газопровода «Союз Восток». Анализ дал положительные результаты. ТЭО готовит учрежденная в Монголии компания специального назначения «Газопровод Союз Восток». Работа над ним идет по плану и ее завершение намечено на конец года.

Проект создания трехстороннего экономического коридора критикуют за то, что он хотя и был утвержден в 2016 г., до сих пор как следует не продвинулся вперед. Каким Вы видите будущее этого проекта?

Видимо, тут налицо какое-то недопонимание. Речь – о геоэкономическом проекте на десятилетия вперед и стоимостью во много миллиардов долларов. Такие начинания не реализуются на практике по мановению «волшебной палочки». Для начала скажу, что сформирована международно-правовая база и механизмы для развития сотрудничества в указанном формате. Разработана «дорожная карта» развития трехстороннего сотрудничества. Пандемия вынудила скорректировать темпы работы, но хочу напомнить о том, что сделано. В сентябре 2018 г. подписан Меморандум о взаимопонимании по разработке Программы создания экономического коридора Россия-Монголия-Китай, в котором определены приоритетные проекты. В их числе – совершенствование региональной транспортной инфраструктуры, в первую очередь создание Центрального железнодорожного коридора (Улан-Удэ – Наушки – Сухэ-Батор – Улан-Батор – Замын-Уд – Эрлянь – Уланчаб – Чжанцзякоу – Пекин – Тяньцзин), в котором ключевая роль отводится АО «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД).

Для реализации указанного проекта и развития железнодорожной инфраструктуры Монголии в целом уже реализуется поэтапная программа модернизации УБЖД с целью повышения к 2030 г. пропускной способности до 54 млн т грузов в год. Она была разработана при самом активном участии головного НИИ ОАО «РЖД» «Мосгипротранса». Предстоит прокладка и новых железнодорожных маршрутов. По инициативе президента Х.Баттулги и при поддержке избранного президента У.Хурэлсуха полным ходом идет строительство железнодорожной линии от месторождения угля Таван-Толгой до станции Зуунбаян на УБЖД. В интересах транзита монгольских грузов по железным дорогам России и Китая заключены соответствующие межправдокументы. С Россией соглашение вступило в силу 3 года назад.

Для развития автомобильного сообщения, в частности, дороги АН-3, действует Соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог между Россией, Монголией и КНР от
8 декабря 2016 г. Грузоперевозчики трех стран в полной мере пользуются возможностью в упрощенном порядке проходить пограничные процедуры, передвигаться со своими национальными документами и регистрационными знаками.

5 ноября 2020 г. в формате видеоконференции состоялось Первое заседание Рабочей группы по вопросу продвижения реализации Программы создания экономического коридора Россия-Монголия-Китай. Обсуждались вопросы разработки ТЭО Центрального железнодорожного коридора, развития сотрудничества в области автомобильных перевозок по маршрутам АН-3 и АН-4 Азиатской сети автомобильных дорог, прокладки транзитного газопровода из России в Китай через территорию Монголии.

Понятно, что всем хочется поскорее увидеть весомые практические результаты трехстороннего сотрудничества. Но, повторюсь, Программа создания экономического коридора – проект континентального масштаба, поэтому его реализация требует времени.

В целом же Россия стремится к формированию Большого Евразийского партнерства, в том числе через сопряжение деятельности Евразийского экономического союза, монгольской стратегии «Степной путь», китайской инициативы «Один пояс – один путь».

Как, по Вашему мнению, можно увеличить участие Китая в проекте создания трехстороннего экономического коридора?

Думаю, что на этот вопрос с куда большим авторитетом мог бы ответить мой китайский коллега, Посол КНР в Монголии Чай Вэньжуй. Вряд ли мне стоит подменять его.

Какова роль Монголии в этом проекте?

Роль Монголии весьма существенна. Поскольку многие проекты имеют транзитный характер, в частности, газопровод или Центральный железнодорожный коридор, то важнейшей задачей является обеспечение верного выбора маршрутов, правильной оценки грузовой базы, стабильной политико-экономической и правовой среды, надежной защиты инвестиций. Улан-Батор делает все от него зависящее для создания на своей территории таких условий.

Очень важно и решение вопросов землеотвода. Без ВГХ здесь никак не обойдешься. Нужно только четко соблюдать дух и букву достигнутых договоренностей, не создавать на примере других начинаний с землеотводом прецедентов нарушения соглашений.

В прошлом году МНОРТ не проводил трансляцию Парада Победы. Этот вопрос привлек к себе внимание общественности, выражались разные позиции. А какое мнение на этот счет имеете Вы?

Думаю, тогда на ситуацию повлияло понятное стремление руководства нацвещателя к перестраховке в силу совпадения дат Парада в Москве и парламентских выборов в Монголии. Однако и с госпожой Нинжжамц, и с новым руководством МНОРТ у нас были и есть неплохие контакты. В юбилейный год у монгольских партнеров есть прекрасные возможности выйти на новый этап сотрудничества с российскими коллегами. Мы всегда открыты к конструктивным инициативам, направленным на укрепление двусторонних связей в медийном и культурно-гуманитарном пространствах.

Каким Вы видите будущее совместного акционерного общества «УБЖД»?

Не сомневаюсь, что следующие семьдесят лет деятельности АО «УБЖД» (70-летие отпраздновали в 2019 г.) – символа дружбы и экономического сотрудничества наших государств – будут не менее славными, чем предыдущие. Но есть одно условие. Надо принять программу индексации тарифов на грузоперевозки, рассчитанную на посильные, в первую очередь для монгольских угольщиков, темпы и период, например, в 5 лет. Иначе наше предприятие по-прежнему будет спонсором дотаций и его прибыль, при блестящих, без преувеличения, показателях производственной деятельности, так и останется на уровне 2010-2011 гг.

Общество – важнейший фактор развития экономики Вашей страны, ее транспортной инфраструктуры, необходимой в том числе для ввода в экономический оборот новых месторождений полезных ископаемых и ускоренной модернизации всего монгольского народного хозяйства.

Ко всему, что связано с УБЖД, надо относиться по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь» и «не навреди». Кстати, не могу не предостеречь некоторых монгольских публистов от утверждений о якобы «устарелости» советско-монгольского соглашения 1949 г. об учреждении УБЖД Практика говорит не в пользу таких суждений. Если же встать на позиции обвального превращения дороги в чисто рыночный субъект, то встанет вопрос о способности Монголии нести издержки от подобных скоропалительных решений. Так что мысли о транспорте должны быть системными, без штампов.

Расскажите пожалуйста, о задолженности Монголии перед Российской Федерацией.

Вопрос об 11-ти миллиардном «большом долге» давно закрыт. В 2005 г. завершены все процедуры по его практически полному списанию. Остававшаяся небольшая часть аннулирована в соответствии с межправительственным соглашением от 2010 г., которое было ратифицировано Россией в январе 2016 г. К сожалению, эта уже неактуальная тема редко проскакивает в СМИ, дезориентируя людей.

Единственный проект, совместно реализуемый нашими странами в сфере горнорудной промышленности – это «Эрдэнэт». Каким Вы видите дальнейшее взаимодействие наших стран в данной области?

Российская сторона еще в июне 2016 г. вышла из упомянутого Вами проекта. Пять лет предприятие находится в 100-процентной собственности монгольского государства и по-прежнему является наиболее стабильным из крупных источников дохода монгольского бюджета. Это связано с профессионализмом менеджмента предприятия, его умением использовать заделы, оставшиеся от СП.

Текущее сотрудничество в контексте «Эрдэнэта» осуществляется на коммерческой основе. В частности, АО «Росгео» взаимодействует с ПГС «Предприятие Эрдэнэт» в выполнении прогнозно-ревизионных геологоразведочных работ в Эрдэнэтском рудном коридоре и инженерно-геологических исследований его хвостохранилища.

Что касается кооперации в горнорудной отрасли в целом, то хотелось бы услышать экономически выверенные предложения монгольских партнеров. Освоение, например, «Асгата» связано с очень большими инвестициями. Поэтому предстоит разобраться со всем комплексом факторов, относящихся к размерам капвложений и источникам их покрытия. Поскольку это месторождение серебра трансграничное для России и Монголии, то привлечение инвесторов, скажем, из третьих стран сопряжено и с изучением последствий такого шага на оселке обеспечения безопасности двух наших государств.

В целом же с российской стороны интерес к возобновлению горнорудного сотрудничества имеется. Так, в сентябре 2019 г. было подписано Соглашение в сфере геологического изучения недр между АО «Росгео» и Агентством полезных ископаемых и нефти Монголии. Наша компания готова производить геологоразведочные работы по поиску нефти и других полезных ископаемых.

К слову, монгольским друзьям стоило бы присмотреться на предмет достоверности к некоторым заявлениям, например, одного из бывших президентов горнорудной ассоциации вашей страны, о предпочтительности сотрудничества в данной сфере не с реальными соседями, а с корпорациями «третьих соседей», исходя якобы из обеспечения независимости и нацбезопасности Монголии. Можно подумать, будто бы этот эксперт видит историю ваших отношений, в частности, с ТНК «Рио-Тинто» как хронологию триумфа национальных интересов.

В этом году исполняется 100 лет победы Народной революции.
В рамках юбилея Президент Монголии пригласил лидеров России и КНР нанести визит в нашу страну. Есть ли какая-нибудь информация о визите Президента России?

Президент России был в Улан-Баторе в сентябре 2014 и 2019 гг. Главы государств в допандемийный период встречались по несколько раз в год. По эпидемиологическим условиям такие встречи в 2020 и весной 2021 гг. не состоялись, хотя шло общение в телефонном режиме и в форме переписки.

В ходе встречи министров иностранных дел России и Монголии в Москве 21 сентября 2020 г. и 1 июня 2021 г. обсуждался вопрос организации больших визитов в текущем юбилейном году. Если позволит эпидемическая обстановка, информация о конкретных перспективах таких поездок, безусловно, поступит в СМИ. Это касается и праздничных мероприятий к 100-летию Народной революции в Монголии и к вековой дате со дня установления наших дипломатических отношений. Надеемся, что в случае отступления коронавируса встанет в практическую плоскость и вопрос о визите в Россию нового президента Монголии в 2021 г.

 

Интервью на монгольском языке (ссылка)